Ученья тьма

Когда в стране за один век три раза меняется государственный и экономический строй, неудивительно, что люди не успевают оперативно переосмыслить свои подходы к жизни и перестроиться на новый лад. Когда тебя, к примеру, всю жизнь готовили к построению социализма, очень сложно во мгновение ока адаптироваться к внезапно свалившейся на голову рыночной экономике. Система образования, будучи институтом большим и инертным, тем более не успевает за стремительными изменениями и остается далеко позади актуальных событий. Из-за этого в обществе нарастает неграмотность, не в смысле орфографии (хотя и это, конечно, тоже), а в смысле отсутствия практических знаний по самым насущным и повседневным жизненным вопросам — финансовым, юридическим, психологическим. В результате люди хранят деньги в матрасе, покупают на последние 2 телевизора (чтоб не обесценились), не могут прочитать и понять правовые последствия простого договора, а любые психологические проблемы «решают» алкоголем или насилием. Но есть один более общий тип неграмотности, их которого произрастают все остальные. Мы бы назвали бы его «образовательная неграмотность» — неграмотность в вопросах получения образования в общем и целом.

Отношение к обучению и образованию в современном обществе можно охарактеризовать как извращенное, причем, что самое опасное, люди привыкли считать это извращение нормой и не отдают себе отчет в том, насколько система образования ненормальна. Отдавая получению образования до 20 лет жизни, очень многие люди, как ученики, так и преподаватели, совершенно не представляют себе сути, природы, цели и смысла процесса, участниками которого они являются. Это похоже на плавание на корабле, где человек, вместо того, чтобы стоять у штурвала и управлять своим движением, лежит на палубе и ждет, пока этот корабль волею ветра и волн прибьет к какому-нибудь берегу. Отношение к образованию в обществе сугубо ритуальное: все учатся, потому что «так надо», но кому это надо и зачем это надо — такие вопросы многие ухитряются не задать себе вообще ни разу. При этом вряд ли будет преувеличением сказать, что чаще всего свою учебу все ненавидят. В первую очередь, конечно, ученики, мечтающие, чтоб «препод» не пришел или не прийти самим. Но и сами преподаватели тоже редко горят искренним желанием мчаться на «любимую работу». В итоге «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», и доучились до такой степени, что в стране сегодня наблюдается чуть ли не стопроцентное высшее образование. Однако, при наступлении очередного экономического кризиса, вдруг снова выяснилось, что после стольких лет «гора» полученного образования родила довольно тощую экономическую «мышь»: всеобщий спад производства, падение доходов населения и рубль — самая слабая валюта в мире. И снова многим хочется спросить: Кто виноват? Думаю, что в большей степени виноваты мы сами — население Российской Федерации, поскольку благополучие страны создают сами живущие в ней люди (как бы нам ни хотелось считать, что во всем виноват Путин или Чубайс). Никто вместо самих людей не создаст нужного количества малых и средних предприятий, производящих качественные товары и услуги, которые являются основой экономики милых нашему сердцу западных стран. А чтобы создавать такие предприятия и новую экономику, нужно спросить: Что мы знаем? Что мы умеем? И что мы делаем? Ответ на первые два вопроса зависит от того, чему мы научились примерно за долгие годы нашей школьной и вузовской жизни?

И тут приходится признать, что огромное количество людей в нашей стране за первые 20 лет своей жизни не научилось совершенно ничему нужному и полезному для экономики, а то, чему люди якобы учились, они знают и умеют из рук вон плохо. И сейчас, когда из-за кризиса многие офис-менеджеры и чиновники разного звена окажутся на улице и пойдут искать работу, на вопрос работодателя: «Что полезного вы умеете делать?» многим придется признать и ответить: «Совершенно ничего». При этом многие из них, возможно, будут являться обладателями нескольких красных дипломов.

Как же так получилось? Одна из причин состоит в том, что в последние 20 лет в России полностью отсутствовал общественный запрос на качественное образование. Это может показаться странным, поскольку о качественном образовании кричат на всех углах. Но это как раз тот случай, когда от повторения слова «халва» во рту не становится слаще.

После распада советской системы не то что невозможно было создать новую систему качественного образования, но и невозможно было даже понять в изменившихся реалиях, а что это вообще такое — «качественное образование»?

Отсутствие этого понимания стали компенсировать сменой вывесок и маскировкой. Все техникумы стали коллеждами, институты — университетами, студенты — магистрантами. Толку, конечно, не прибавилось, а стало только хуже. Увлеченные красивыми «европейскими» названиями, люди напрочь забыли, что за формой должно скрываться содержание. Многие годы все преследовали лишь одну цель — поступить в «престижный вуз». При этом все были искренне уверены, что в жизни важно не то, что ты умеешь делать и насколько хороший ты специалист, а то, насколько престижное название стоит в твоем дипломе. А то, что престижность во многом приписывается вузами самозванно, а красивые картинки «элитного образования» в этом вузе делаются дизайнерами в фотошопе, мало кого волновало. В итоге в обществе возникла полнейшая «образовательная всеядность» когда под видом образования людям можно было «скормить» все что угодно. При этом в массовом сознании укоренилась дикая привычка к тому, что ПЛОХОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ЭТО НОРМАЛЬНО! Никто не ужасается тому, что лучшие годы жизни проходят впустую, что лекции часто настолько бессмысленны, пусты и неприменимы в практической жизни, что спать на них — совершенно естественно. Считается нормой, что на экзаменах студенты издают жалкий заикающийся лепет и не понимают ни того, что они «выучили», ни того, о чем их спрашивает экзаменатор. Это ж нормально, так все сдают экзамены! И такой же нормой считается то, что, при описании преподавателя вуза, положительной характеристикой является: «Он еще ничего, нормальный». В смысле, что не совсем больной и не полный идиот. Причем «нормальных» каждый студент, скорее всего, назовет не очень много. И это притом, что высшее образование должно быть по идее своей укомплектовано представителями интеллектуальной и духовной элиты общества!

Нынешнее же вузовское сообщество в значительной части укомплектовано самыми ненужными работниками, зачастую весьма интеллектуально ограниченными, боязливыми, неэнергичными и, вследствие этой совокупности качеств, не нашедшими себе лучшего применения и осевшими на различных кафедрах, дающих надежное убежище некомпетентным кадрам, готовых получать зарплату в 11 тысяч.

Сам же учебный процесс в вузах в большой части является продажей дипломов в рассрочку и напоминает некие юго-восточные базары с торгашами, уличными зазывалами, мешочниками и карманными ворами. Продать ничего полезного они не могут, поскольку сами этим не владеют, зато могут продать втридорога сувенирную «корочку» (диплом), не наполненную никаким реальным содержанием. Повальное превращение образования в торгашество иллюстрирует и массовое открытие в вузах разнообразных непрофильных факультетов. Никого не удивляет такой нонсенс, когда технический изначально вуз выпускает филологов, философов, психологов, юристов и журналистов.

Все эти непрофильные факультеты всегда представляют собой стопроцентные «кормушки» созданные исключительно ради денег. Причем создаются они обычно с нуля, «в чистом поле», вне какой-либо научной школы (так как в техническом вузе не может быть лингвистической научной школы) и комплектуются вполне случайными педагогическими кадрами. Причем эти кормушки всегда являются именно гуманитарными ответвлениями, поскольку выпускать разнообразных мастеров разговорного жанра, конечно, легче и открывать такие факультеты просто и дешево. Невозможно представить, чтобы при каком-нибудь институте иностранных языков открыли бы платный факультет машиностроения. Обратный же процесс повсеместен.

И именно тот факт, что подобные факультеты, филиалы и целые «кормушечные» халтурные вузы получили столь широкое распространение, как раз и подтверждает то, что запроса на качественное образование в обществе НЕТ! Иначе все эти факультеты закрылись бы в течение года из-за отсутствия к ним интереса и доходов. Но студенты идут. В некоторые заведения даже валят толпой! Что говорит о том, что в обществе есть лишь запрос на максимально дешевую и необременительную в получении «корочку», не требующую особенных интеллектуальных усилий.

В условиях, когда вся экономика основывалась на дистрибуции нефтяных доходов, таких обладателей корочек вполне хватало для переноса накладных со стола на стол и отправки факсов. Нынешний же кризис может, наконец, с должной остротой заставить людей почувствовать необходимость качественного образования, дающего востребованные прикладные знания и навыки. И только если потребность эта окажется действительно сильной и жизненно важной, в нашей системе образования начнутся качественные изменения и сдвиги. Но для этого придется во многом пересмотреть педагогические, методические и философские основания учебного процесса.

В этой и предыдущих статьях было высказано достаточно критических соображений (которые вполне подкрепляются оценками системы образования со стороны наших читателей). Далее перебирать проблемы нет смысла и пора переходить к конструктиву. В следующих публикациях мы перейдем к рассмотрению педагогических, дидактических и методических составляющих учебного процесса. Мы понимаем, что наши публикации не изменят существующую систему и не решат все имеющиеся проблемы, но они, возможно, окажутся полезными в практическом плане кому-то из учащих и учащихся, что для начала будет уже неплохо! Спасибо за внимание и следите за обновлениями!