Современное образование и инновационная экономика — две вещи несовместные?

В «тучные двухтысячные», когда нефтегазовые доходы составляли основную часть поступлений бюджета, сложилась закономерная структура экономики: малая часть населения добывает нефть и приносит доход, остальная часть населения занимается обслуживанием этой малой части и самих себя услугами и снабжением закупленными импортными товарами. И так как одна лишь нефтегазовая отрасль генерировала столько дохода, сколько в иных экономиках дают все отрасли промышленности вместе взятые, то население могло позволить себе вполне безмятежно предаваться потреблению товаров и услуг и ни о чем не задумываться («не париться», как иногда это красиво формулируют). И это успешно получалось, так что Россия, почти не производящая товаров широкого потребления, даже вышла на первое место в Европе по количеству торговых центров!

При такой структуре экономики образование не нужно в принципе. Достаточно лишь выпускать необходимое количество кадров для «нефтянки», способных обеспечивать добычу стабильного количества сырья. Для занятий же торговлей специальное образование, по большому счету, вообще не нужно.

Но, как ни парадоксально, вместо логичного сокращения, в России случился образовательный «бум», и в середине 2000-х число вузов достигло 3000, тогда как во всем СССР их было лишь 600. Казалось бы, образование стало переживать бурный рост, хотя по факту с ним произошла незаметная смерть, так как качество образования рухнуло строго обратно пропорционально количеству.

Такова наша личная оценка событий в нашем образовании. И можно найти много похожих точек зрения. Однако при этом в стране не только добывают нефть. Сегодня в масштабах всей страны работает реально очень большое количество самых разных предприятий, на которых трудится множество специалистов самого разного профиля. И нельзя сказать, что эти предприятия и специалисты работают на уровне каменного века — продукция производится и экономика функционирует.

Говоря об уничтожении системы образования в России, мы не хотели бы быть несправедливыми. Возможно, это лично наш неудачный опыт, а кому-то повезло больше, и он получил образование либо работает в образовательном заведении такого уровня, про который он с уверенностью может сказать: Да, это здорово!

Поэтому мы хотели бы получить мнение наших читателей о том, как они оценивают нынешнее состояние системы образования. Вопрос сформулируем так: «Оцените по пятибалльной шкале готовность нынешней системы образования к построению новой, несырьевой и инновационной экономики?» (5 баллов — у нас отличная система образования и она даст экономике необходимых квалифицированных специалистов, 1 балл — система образования находится в коме и ни о каком качестве говорить не приходится)

Спасибо за Ваше мнение!

palma-mater