Рецепт счастья

В прошлой статье мы пришли к выводу, что в современном российском обществе присутствует высокий уровень неудовлетворенности людей жизнью, а точнее — своим местом в этой жизни, что порождает сложную цепь проблем для государства, общества, экономики и судьбы каждого отдельного человека. Обобщенно можно утверждать, что многие люди чувствуют себя сегодня более или менее несчастными, даже если они не осознают или не признают этого. (Психиатры и психотерапевты подтвердят, что огромную роль в проблемах со здоровьем граждан играют скрытые депрессии, когда человек может годами не подозревать наличие депрессии у себя и думать, что болен чем-то другим. Врачи о такой депрессии тоже в большинстве случаев не подозревают и упорно лечат вполне здоровые органы. Так что тезис о том, что люди массово несчастны, часто даже не подозревая об этом, нельзя считать преувеличением).

Поговорим сегодня о том, почему так происходит, и что нужно, чтобы не чувствовать себя подобным образом?

Согласно одной вполне правдоподобной теории, человек чувствует себя успешным и вполне счастливым и удовлетворенным, если у него все в порядке в трех областях жизни:

  1. В личной жизни.
  2. В общественной жизни.
  3. В духовной жизни.

Причем «для полного счастья» все в порядке должно быть именно во всех этих сферах одновременно. Двух или тем более одной будет совершенно недостаточно.

Под личной жизнью понимается успех у противоположного пола и, в конечном итоге, наличие полноценной семьи. Трудно быть счастливым, если тебя, как Кису Воробьянинова, «девушки не любят». Даже если при этом у тебя отличная работа и много денег.

Общественная жизнь — это, прежде всего, профессиональный успех и связанный с ним авторитет в обществе и наличие определенного числа друзей и знакомых. Если у тебя прекрасная личная жизнь, семья и дети, но нет работы и нечем свою семью кормить, то наличие чувства счастья маловероятно.

Духовная жизнь — вопрос наиболее тонкий. Большинство людей ощущают, что их жизнь — это нечто большее, чем зарабатывание денег, покупка продуктов и потребление благ. Человек, в отличие от животных, почти всегда ощущает некоторое более высокое предназначение своей жизни, чем просто спать, есть и менять старый айфон на новый (хотя некоторым сегодня, как ни удивительно, этот «смысл жизни» вполне достаточен). Часто бывает так, что у человека прекрасная семья и прекрасная карьера, но в какой-то момент он начинает чувствовать себя несчастным и погружается в депрессию. Этому феномену посвящены, в частности, первые главы мемуаров нынешнего кандидата в президенты США Дональда Трампа «Выжить на самом верху» (Trump: Surviving At The Top), в которых он описывает, как богатейшие и известнейшие люди из мира бизнеса, достигшие всего, о чем другие только мечтают, неожиданно впадали в депрессию, начинали пить, принимать наркотики, опускались и часто заканчивали жизнь самоубийством. Причина — как раз проблемы в области «духовной жизни» — утрата понимания смысла жизни, внутренняя пустота, нерешенные вопросы жизни и смерти и т.п.

В общем смысле духовную жизнь можно определить как связь человека с Богом. Если кто-то сомневается в существовании Бога, он, вероятно, будет искать другие аналоги духовной жизни, вроде философии, искусства, литературы, но, так или иначе, человек будет предпринимать попытки обосновать свое, отличное от животного, именно человеческое существование и предназначение.

Все эти три области жизни формируются с помощью обучения и образования, так как человек не рождается с готовыми знаниями ни в одной из этих сфер. Пока оставим в стороне вопросы личной и духовной жизни (хотя и они требуют соответствующих знаний и все равно являются составной частью образования). Сконцентрируемся на успехе в общественной и профессиональной жизни, так как именно на этой стороне жизни должно специализироваться образование, которое так и называется — профессиональное.

Еще раз подчеркнем: если человек НЕ становится успешным и компетентным профессионалом в каком-то деле и не имеет достаточно престижной (хотя бы в собственных глазах) и высокооплачиваемой работы, он практически гарантированно не сможет чувствовать себя счастливым и полноценным, будучи вынужденным постоянно думать о деньгах и о том, почему другие имеют больше, чем он. Он будет пытаться работать на трех работах, из-за чего будет постоянно измотан и изнурен, отчего будет нарастать внутреннее напряжение, приводящее к разнообразным заболеваниям и депрессиям, будет возрастать риск обращения к алкоголю или наркотикам в попытке ухода от проблем. В итоге, совершив однажды ошибку в выборе и реализации образовательного пути, человек практически с полной гарантией и обычно непоправимо разрушит себе жизнь, кардинально ухудшив ее качество и сократив количество.

И наиболее опасно то, что в том возрасте, когда приходится делать выбор будущем профессии и образования, молодые люди, не имея личного опыта подобных «взрослых» проблем, очень спокойно отмахиваются от них: Это у других так, у меня будет все иначе, я ведь такой особенный! Да даже если проблемы и будут, то как-нибудь разберусь! Я молод, здоров и все «будет пучком», главное «не париться» и, пока молодой, жить в свое удовольствие!

В результате такой «философии», когда приходит время выбора вуза, это решение принимается зачастую совсем случайным образом. Тут на первый план выходят не собственные способности и желания, а такие факторы, как престиж профессии и самого вуза (как он изображен в рекламных буклетах этого вуза, а также собственных и родительских фантазиях), «близко ездить», друг туда поступил, родители сказали, красивое здание, красивый сайт...

Такой критерий, как «Эта профессия — мое призвание, то, чем я очень хочу заниматься всю свою жизнь», встречается в размерах статистической погрешности. В результате этого быстро наступает разочарование в выбранной специальности, студенты поступают на «второе высшее», как правило, столь же ненужное, как и первое, идут в магистратуру или другой вуз. Но образование — это такая вещь, которую, по большому счету, можно получить лишь один раз, в отведенное для этого время в молодости, пока человек восприимчив к информации, энергичен и не имеет слишком большого опыта разочарований в жизни и, в том числе, в самой системе образования.

И когда человек впоследствии понимает, что своими руками переставил стрелки на своем жизненном пути и уехал в профессиональный и личностный тупик, менять что-либо может оказаться уже слишком поздно — поезд ушел несколько десятилетий назад, в школе, в вузе.

Именно, сознавая огромную ответственность и потенциальную опасность выбора образования, мы и пишем эти статьи, поскольку за полтора десятка лет работы в вузах мы очень четко сознаем, что вопрос выбора образования может в конце обернуться вопросом в полном смысле жизни и смерти. И хотим, чтобы это осознали и вы и, желательно, вовремя.

В следующий раз мы продолжим разговор о рецептах профессионального счастья.

happiness