Пирамида Маслоу: потребности в кадре и за кадром

Мы продолжаем наш разговор о мотивах в структуре образовательной деятельности. Пока оставим в стороне дискуссионный вопрос о разрушительном влиянии современной системы образования на мотивационную сферу своих участников и обратимся к рассмотрению более общих вопросов. Без их знания трудно, если не невозможно оказывать педагогическое влияние на мотивацию учащихся и организовывать успешный учебный процесс.

Сегодня существует множество теорий и классификаций мотивации. Разбирать их все долго и сложно, поэтому в начале остановимся на теории, получившей в популярной психологии, пожалуй, наибольшую известность.

Мотив деятельности представляет собой, по сути, ту потребность, которая заставляет нас эту деятельность выполнять. Человеческие потребности детально изучены и описаны в психологии; обычно в этой связи упоминается известная «пирамида потребностей» американского психолога Абрахама Маслоу (1980-1970) — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности.

piramida-maslou

Эта тема может показаться слишком известной и даже «избитой», однако мы считаем, что кратко вспомнить основные положения теории Маслоу будет совсем нелишним, поскольку не все педагоги и тем более учащиеся знают эту иерархию потребностей, хорошо помнят ее или осознают в полной мере важность учета этих потребностей в учебной деятельности.

В публикациях самого Маслоу схемы в том виде, в котором она вошла во все учебники психологии, не содержится. Сам он считал, что иерархия потребностей не является строго фиксированной и во многом зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. Однако факт наличия у человека основных типов потребностей, описываемых Маслоу, можно считать достаточно достоверным, поэтому рассмотрим их в «каноническом» виде, к которому мы все привыкли из учебников.

Итак, в пирамиде Маслоу выделяется семь классов потребностей, которые представляют собой иерархически организованную «пирамиду». Принято считать, что в ходе своего развития человек движется от низших потребностей к высшим.

Низший уровень мотивационной пирамиды представляют собой физиологические потребности (1), которые проявляются у человека уже с первых минут его жизни.

За ними следуют потребности категории безопасности (2) (потребность в стабильности, в зависимости, в защите, в свободе от страха, неуверенности, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях).

После удовлетворения потребностей первых двух уровней актуализируется потребность в принадлежности, любви и привязанности (3). «Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет тёплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего... Он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга» (А. Маслоу).

Потребность в признании (4). «Каждый человек... постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя... Удовлетворение потребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что он полезен и необходим в этом мире. Неудовлетворённая потребность, напротив, вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые в свою очередь служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

Следующая потребность — это потребность в познании и понимании (5). Автор замечает, что эта потребность часто рассматривается как составляющая других потребностей, в частности, как средство удовлетворения потребности в безопасности за счёт устранения неизвестных и непонятных (и, как следствие, — потенциально опасных) явлений и предметов действительности, либо как средство достижения самоактуализации. При этом подчёркивается, что в основе потребности в познании и понимании лежат также и самостоятельные импульсы, не сводимые к другим потребностям: «Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечёт навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъяснённому. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляют для этих людей интерес. И наоборот — всё известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку».

Следующий класс потребностей обозначается как эстетические потребности (6), под которыми понимаются, прежде всего, потребности в красоте и гармонии.

Однако, как отмечает Маслоу, «даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности человека удовлетворены, мы вправе ожидать, что он вскоре вновь почувствует неудовлетворённость — неудовлетворённость оттого, что он занимается совсем не тем, к чему предрасположен... Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации (7)».

Таковы потребности, которыми, в теории Маслоу, руководствуются люди в своей деятельности. И с наличием у человека перечисленных потребностей невозможно не согласиться.

Маслоу считается одним из основателей гуманистической психологии, что весьма заметно из его пирамиды. Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают следующие ценности, которые объявляются «высшими»: самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

Легко заметить, что «человек» в трактовке Маслоу — это что-то сугубо положительное, поступательно развивающее в себе все более и более высокие потребности. Глядя на эту пирамиду, мы сразу представляем себе человека как некий собирательный образ античного героя, красивого и возвышенного, который шаг за шагом восходит на Олимп все более духовных потребностей.

Однако преимущественные типажи современного нам зрелого общества потребления зачастую весьма далеки от прометеевских образов. Иногда может даже показаться, что у определенных людей высшие потребности остаются невостребованными вовсе, либо, вместо подъема по лестнице потребностей, человек наоборот находит возможность спуска в «подвал» этой пирамиды, испытывая потребность, например, не в эстетике, а в безобразном (что легко заметить в так называемом «искусстве» так называемых «субкультур»). Даже их низших, физиологических, потребностей человек способен сделать еще более низкие разновидности и при этом не только не стараться скрыть их, но напротив, догадаться выйти с ними на различные «парады». При этом, хоть все эти потребности в безобразном и в субфизиологическом и представляются как новые грани самоактуализации «уникальной свободной личности», сам Маслоу вряд ли бы такой трактовкой согласился.

3423913

Есть и еще некоторые аспекты человеческих потребностей и мотивов, явно не охваченные пирамидой. Например, когда кто-то прощает кому-то долг, то он, вроде бы, идет вразрез со своими потребностями (конечно, мы говорим о бескорыстном прощении долга).

Или другой аспект. Сегодня на Западе и отчасти в России активно пропагандируется тренд к космополитичности, когда понятие Родины утрачивает какое-либо наполнение кроме точки на карте, где произошло рождение человека и которая далее его ни к чему не обязывает. Существует установка на то, что человек может и даже должен свободно менять место жительства в зависимости от того, где ему хочется жить, где комфортнее, больше платят и т.п. И это вполне хорошо согласуется с системой потребностей по Маслоу: человек волен удовлетворять свои потребности там, где ему удобнее это делать. И очень многие люди следуют этому тренду, постоянно живут в других странах, а на вопрос о своей национальной принадлежности с легкостью готовы ответить коронной фразой: «Я — человек мира».

При этом есть и другой класс людей, которые сознательно предпочитают никуда не уезжать, даже если условия жизни в другой стране были бы объективно выше и, соответственно, потребности удовлетворялись бы лучше.

Конечно, можно было бы объяснить такую позицию ленью, трусостью и инертностью человека: действительно, для переезда в другую страну нужно напрячься — выучить язык, организовать переезд, устроиться на новом месте, а это все долго, сложно и страшно. Однако это объяснение срабатывает не всегда. Существует довольно известное стихотворение Пушкина, в котором есть такие строки:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу;
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Очевидно, здесь речь идет о таких вещах (над которыми сегодня в некоторых кругах стало модно откровенно издеваться), как патриотизм, любовь к родине, которые проявляются в привязанности к родному дому и верности памяти предков. И бывает так, что «любовь к отеческим гробам» оказывается более сильной потребностью, чем потребность получать несколько тысяч долларов и работать в транснациональной корпорации, располагающейся в другом полушарии. И в теории потребностей Маслоу эти пушкинские строки едва ли могут получить достаточное объяснение.

Таким образом, пирамида Маслоу является весьма ценным методологическим инструментом, с помощью которого можно оценивать большинство потребностей человека и использовать эти оценки, в том числе, и в регулировании учебной мотивации в педагогической деятельности.

Вместе с тем можно предположить наличие у человека некоторых «субпотребностей» и «сверхпотребностей», находящихся, соответственно, под и над пирамидой Маслоу в ее стандартном представлении. Тем самым классификация Маслоу не исчерпывает всего разнообразия потребностей и мотивов. О неучтенных в пирамиде аспектах мотивации мы продолжим разговор в следующей публикации.