У кого есть мотив?

В ближайших публикациях на Edugram мы рассмотрим отдельные компоненты принятой нами структуры деятельности (мотив – цель – предмет – структура – средства, см. «Структура учебной деятельности»). И начнем мы с мотива – первого и, возможно, самого важного, элемента. Сначала мы посмотрим, что происходит с учебной мотивацией в настоящий момент, потом разберем, какие виды мотивов существуют в принципе, и в конце попытаемся сформулировать, какой должна быть правильная мотивация для успешной и эффективной деятельности.

Итак, первым шагом всякой деятельности является мотив. Мотив деятельности представляет собой ту потребность, которая заставляет нас эту деятельность выполнять.

Вопросу учебной мотивации посвящены специальные главы учебников по педагогике и дидактике, масса статей и диссертаций. Над разработкой теории повышения мотивации трудится армия кандидатов и докторов наук, и кажется, что и преподаватели, и ученики прекрасно понимают, что такое мотивация и как ее достичь, повысить и всячески использовать на благо учебного процесса. Однако на практике ситуация с мотивацией далеко не так радужна. И касается это как учебной мотивации, так и практически любой другой.

На уровне теории все мы вроде бы понимаем, что человек должен быть мотивирован для выполнения того, что он делает – учебы, работы, повседневных действий. Но на практике мы на каждом шагу можем наблюдать, что население сегодняшней России катастрофически не мотивировано практически в любой своей деятельности. Работать «спустя рукава» – наиболее характерный стиль проведения наших трудовых будней. Мы можем это наблюдать на примере продавцов и кассиров, офисных работников, врачей и учителей. Да и всех остальных. Бесконечные перекуры, распитие кофе, сидение в соцсетях и пасьянс-косынка – неотъемлемые атрибуты практически любой работы. Особенно показательна нерасторопность и недружелюбность работников сферы сервиса и услуг, для которых клиент вроде как «король», кормилец и «всегда прав». Многие западные «гуру бизнеса», сделавшие себе имя на клиентоориентированном сервисе, были бы очень озадачены, увидев, насколько неуслужливыми могут быть работники сферы услуг. Неудивительно, что по производительности труда Россия занимает одно из последних мест в мире среди экономически значимых государств. Притом что люди и не глупые, и руки-ноги у них на месте, а значит – работать могут. Но не хотят.

При этом мы не хотели бы никого обидеть, так как наверняка в нашей стране есть много людей, которые работают много, тяжело и на износ, в две смены, на три ставки и без выходных. Однако такая напряженная трудовая деятельность еще ничего не говорит ни о мотивации, ни о трудолюбии, ни об эффективности труда. Точнее, как раз кое-что говорит. И эта интенсивность перекликается с одной правильной поговоркой: «Работать надо не 8 часов (не 24 часа), а головой». В ситуации же круглосуточной загруженностью работой некоторых граждан в России приходится лишь констатировать, что столь продолжительное время работы свидетельствует о низкой производительности и эффективности труда и о нежелании что-то изменить в своем положении.

Кстати, многие осознают свои проблемы с мотивацией. Не случайно сегодня набирают достаточно большую популярность так называемые мотивационные тренинги и семинары личностного роста. Все больше людей замечают, что в 21 веке старые модели поведения не работают, и при этом появляется все больше примеров довольно успешной молодежи, которая, например, активно занимается бизнесом, создает крупные компании, активно путешествует и демонстрирует все атрибуты успешного человека. Глядя на чужой успех и слыша, например, поговорку «Среди умных и активных выживают активные, а среди активных – самые умные», многие осознают, что этой самой активности (то есть, мотивации) им как раз и не хватает, и записываются на мотивационный тренинг, ожидая от него знаменитого «волшебного пенделя», который поможет им изменить свою жизнь. Часто, однако, случается и так, что эти люди ходят от одного тренинга к другому, так и не обретая, как им кажется, желаемого ими уровня мотивации, вследствие чего все в их жизни остается по-старому.

Итак, наш общий тезис сохраняется: значительное количество людей в России крайне низко мотивировано в осуществлении своей трудовой деятельности. Причин этому можно найти много. Кто-то может все списать на некие культурно-исторические факторы, менталитет и т.п. Действительно, в психологии довольно многих россиян проглядывает этакий Емеля, желающий, чтоб по щучьему велению все в его жизни сделалось само. При этом, в отличие от Емели, многие хотели бы, чтоб щука к ним на печь запрыгнула сама, а идти ловить ее голыми руками зимой в проруби неохота. Но вопросы национальной психологии в ее историческом развитии – это слишком сложная и неоднозначная тема, поэтому не будем сейчас в нее углубляться. Попробуем понять, когда именно взрослые люди обретают эту инертность и пассивность в трудовой деятельности.

После некоторых наблюдений и анализа различных фактов у нас появилось подозрение, что отсутствие мотивации в структуре характера человека закладывается в основном в школьные и студенческие годы. Достаточно взглянуть на контент популярных студенческих пабликов, вызывающий наиболее сочувственный отклик у учащейся молодежи. Отчетливо видно, что лейтмотив студенческих настроений — лень и отвращение к учебе. Думаем, если каждый из нас вспомнит собственный образовательный путь и занятия по разным предметам в школе и вузе, то, как правило, у большинства из нас вряд ли возникнет ощущение радостной эйфории, энтузиазма или хотя бы какого-то удовольствия.

Учеба повсеместно воспринимается как тягостная повинность, когда ты постоянно кому то что-то ДОЛЖЕН. Должен прийти на занятия, должен внимательно слушать, должен отвечать у доски, должен делать домашние задания. И, как правило, ты совершенно не хочешь всего этого делать. Почему именно так происходит, мы постараемся рассказать в нашей следующей статье, а сейчас отметим, что немотивированным и скучающим ученикам противостоят столь же немотивированные учителя. Если опять взять в качестве "лакмусовой бумажки" учительских настроений контент учительских пабликов, то можно увидеть, что преобладающие темы наиболее популярных среди учителей постов — перегруженность учителей работой, усталость и нищета.

Опять же, не хотелось бы никого обидеть, так как среди учителей наверняка есть некоторое количество людей, работающих по призванию и с энтузиазмом, однако, думаем, что не будет клеветой, если мы предположим, что подавляющая часть учительского состава крайне мало удовлетворена своим положением и не имеет высокой мотивации к плодотворному самозабвенному труду и особому профессиональному росту.

Подводя итог сказанному, еще раз констатируем, что в сегодняшних общественно-экономических условиях многие люди испытывают проблемы с мотивацией в своей трудовой деятельности. Они не хотят заниматься тем, чем им приходится заниматься, и не имеют достаточного желания что-то радикально изменять. Важность этой проблемы нельзя недооценивать.

В одной из наших прошлых статей «Секрет успеха» мы констатировали, что в качестве первого шага для достижения профессионального успеха или даже профессионального счастья нужно найти страсть – то дело, которое ты искренне любишь. И если такая страсть не найдена и у человека нет дела, которым он увлечен настолько, что оно не дает ему заснуть вечером и заставляет рано вставать по утрам, то достижение успеха по определению невозможно. И именно отсутствие такой страсти (мотивации) является преградой на пути к успеху многих людей, взамен открывая перед ними широкие возможности всего спектра социального неблагополучия, от депрессий до алкоголизма. Поэтому относиться к вопросу низкой или нулевой мотивации нужно очень серьезно!

Во-вторых, мы сделали предположение, что низкая трудовая мотивация во взрослом возрасте закладывается еще в школе, где проявляется в отсутствии учебной мотивации и становится привычкой и одной из устойчивых черт личности на протяжении всей жизни. Это тоже весьма важный симптом, не получающий в обществе должного внимания, которое мы как раз и хотели бы привлечь. В следующей статье мы постараемся выяснить почему так происходит.