«Edugram: Начало», или Вступительное слово главного редактора

«Когда я был ребенком, меня учили, что наверху знают, что делают. Мне говорили: „Питер, чем больше ты будешь знать, тем дальше пойдешь“. И я учился, пока не кончил колледж, а потом вступил в жизнь, твердо веруя в эти идеи и прижимая к груди новенький диплом учителя. В первый год моего учительства я, к большому моему недоумению, обнаружил, что многие учителя, директора, инспектора и попечители, по-видимому, даже и не подозревают о своей профессиональной ответственности и не способны выполнять свои обязанности».
(Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера)

Современное образование в России — это причудливый мир мифов, иллюзий и парадоксов.

Можно говорить о многом, но отметим сначала один момент. Образование — это ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ сфер государственной, общественной и экономической жизни! С этим никто не спорит. В сфере образования (сад-школа-вуз) каждый человек в среднем проводит 20 лет своей жизни — колоссальное количество времени!

Также широко распространено мнение, что каждый должен обязательно получить (особенно это относится к высшему) образование, потому что диплом — это путевка в жизнь, без него ты никуда не «устроишься» и будешь работать дворником. В итоге в стране наблюдается тенденция почти 100 процентного высшего образования, и в вузы стремится подавляющая часть выпускников школ.

Казалось бы, это говорит о том, что сфера образования крайне престижна. По факту же среди всех существующих профессий профессия учителя или преподавателя является одной из наименее престижных как по уровню оплаты, так и по уважению в обществе (на словах, может, и уважают, но сам мало кто сознательно стремится к преподавательской карьере). Средний преподаватель вуза, работающий на ставку, является объективно нищим человеком, живущим в состоянии постоянного унижения.

И это, пожалуй, главный парадокс: Важнейшая общественно-экономическая сфера жизни государства кардинально недооценена и просто валяется в грязи.

Что же происходит сегодня в нашей образовательной среде? Если говорить коротко, то все плохо. Возможно, система образования даже уже умерла. Если же она и жива, то можно констатировать, что за последние годы она претерпела довольно жуткую «мутацию» которая превратила ее в антипода самой себя.

Часто возникает даже такая парадоксальная ситуация, что студент, пять лет отучившийся в вузе, на самом деле не учился в вузе ни дня, потому что то место, где он «учился» был было вовсе не вузом, а лишь более или менее удачной его имитацией, наполненной имитацией «преподавателей», зачитывающих ученикам с разных бумажек или экранов имитацию «знаний».

То есть, образование в большом числе случаев превратилось, как сегодня часто говорят, в фейк, одной из главных целей которого является продажа в дипломов в рассрочку.

При этом поведение педагогического сообщества в последние годы и даже уже десятилетия удивляет. Постоянно констатируя и сокрушаясь о том, что все ухудшается, никто, кажется, не планирует ударить пальцем о палец, чтобы что-то этому противопоставить. Или хотя бы попытаться четко определить, что же именно плохо и почему это так?

На разных вузовских конференциях с трибун летят бодрые доклады о введении инноваций в виде электронных досок и электронных дневников. Но, сойдя с трибуны, оптимистичный докладчик снова погружается в удручающую реальность и соответствующее настроение. Заседания кафедр год из года проходят под лейтмотивом: «Все плохо, а будет еще хуже». После чего заведующий неизменно желает сотрудникам мужества и терпения. Терпение это, конечно, хорошо. Только не везде.

Проведя последние 20 лет в сфере высшего образования, сначала как студент, потом как ассистент и доцент в 4 вузах, я уже давно остро ощущаю все эти поистине чудовищные проблемы и противоречия. Но среди коллег мало кто изъявляет желание обсуждать эту тему. Общий девиз: Мы люди маленькие, от нас ничего не зависит, и вмешиваться мы ни во что не будем, чтоб не отняли и то, что имеем.

В итоге преподавательский оркестр продолжает механически играть старую песню на тонущем «Титанике», убеждая себя и окружающих, что не все так плохо и что могло бы быть и хуже.

И хуже обязательно будет! Современная общественно-экономическая ситуация отчетливо показала, что экономика России крайне уязвима и едва ли жизнеспособна, если ее лишить на долгую перспективу нефтяных поступлений. Много говорится, что нужно искать иные «драйверы роста», но при мертвой системе образования никакие драйверы ни найти, ни создать не получится!

Сегодня, когда государство пытается переосмыслить концепцию развития в условиях идейно-политических противоречий с Западом и на фоне неблагоприятных экономических факторов, жизненно необходимо понять, что происходит на самом деле с ситемой образования, и можно ли вообще на нее рассчитывать хоть в чем-то. Для обсуждения представляющихся нам важными вопросов мы с небольшой группой единомышленников, близких к образовательной тематике, создали своеобразную дискуссионную интернет-площадку «Эдуграм», которая будет функционировать в виде интернет-журнала или коллективного блога (основной сайт + паблик в ВК + каналы в Твиттер и Телеграм).

Наша площадка была задумана для того, чтобы попытаться разобраться в сути имеющихся проблем и, по возможности, назвать их максимально точно своими именами. Наш проект создается не для того, чтобы огульно критиковать все имеющиеся недостатки. Уже давно мои старшие коллеги на разных кафедрах, слыша мое недовольство чем-либо, справедливо говорили: Отвергая, предлагай!

И на сегодняшний день мне уже есть что предложить. За прошедшие годы созданы определенные наработки в области образования и обучения. В моем случае — это сфера обучения иностранным языкам (немецкому). В этой области написан ряд известных в России и за ее пределами учебников, а также создана и успешно работает авторская школа немецкого языка. В этих учебниках и школе я пытаюсь реализовать свое видение того, каким должно быть образование, и отдельными элементами этого видения мне хотелось бы поделиться и обменяться с теми, кому это могло бы быть полезно и интересно.

В итоге, целью ресурса «Эдуграм» является не просто критика существующего положения дел и констатация того, что «все плохо», а изложение нашей позиции и взглядов на образование, отдельные методико-дидактические вопросы и обмен мнениями и опытом с заинтересованными участниками образовательного поля.

Ну и конечно, хочется призвать всех, кто прямо или косвенно связан с образованием (то есть, всех людей без исключения), и кому небезразличны его настоящее и будущее, подключиться к дискуссии! Ваше видение и мнение и Ваш личный опыт может оказаться очень важным и нужным!

Это наш самый первый пост в нашем журнале. Мы хотели бы сразу, с первых шагов пригласить к дискуссии всех желающих и формировать ее сообща. Одной из наших целей является поиск и объединение преподавателей в разных областях, для которых профессия учителя — это дело жизни, а не случайная «халтура» в ожидании чего-то более перспективного, а также поиск педагогических кадров, которые в ходе своей работы создали что-то реально полезное, нужное, а, может быть, и уникальное в своих предметных областях (пособия, методики, разработки) и ознакомление с их достижениями новой аудитории.

Будем рады знакомству и диалогу! Присоединяйтесь!

russia_education