Русская рулетка образования

Кто из нас когда-либо играл в русскую рулетку? Для большинства подобная идея представляется дикой: никто и никогда. И никогда не будем. Мы что, с ума сошли? Однако, сами того не заметив и не отдавая себя отчета, партия в русскую рулетку была в жизни каждого, кто стоял перед выбором послешкольного образования — выбором, на который человек мог сознательно повлиять. Предстоящий и сделанный выбор по своей ответственности и потенциальной фатальности ничуть не уступает по серьезности забаве с револьвером. Быть может, это кажется преувеличением — подумаешь, как же может выбор специальности и учебного заведения сравниться с риском получить пулю в лоб?!

В этом-то и проблема, что мы разучились или никогда не умели относиться к образованию как к объекту особой важности и возможному источнику повышенной опасности. И почти никто всерьез не думает, что, сделав неправильный выбор будущей профессии или получив плохое и бесполезное образование, человек закладывает фундамент для своей будущей личной катастрофы, которая почти наверняка кардинально ухудшит, а может и полностью разрушит его жизнь.

Это может показаться преувеличением, но попробуем пояснить сказанное. Для этого, даже если это покажется кому-то неожиданным, посмотрим на основные причины смертности в России.

Основная причина — сердечно-сосудистые заболевания, прежде всего, инфаркты и инсульты. Примерно в 700 тысячах смертях в год виновен алкоголь, в 350-400 тысячах — курение. Смертность от внешних причин в России в 4,4 раза выше, чем в благополучных странах. Наиболее массовыми причинами, особенно среди мужчин, являются самоубийства и дорожно-транспортные происшествия. По количеству самоубийств Россия вообще находится очень недалеко от первой десятки стран мира с самым высоким их количеством. Не самая удачная лидирующая группа...

Что можно сказать, глядя на эту статистику? У всех основных причины смертности — сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма, курения, самоубийств — есть одна общая причина: люди чувствуют себя в большей или меньшей степени НЕСЧАСТНЫМИ. Или, как минимум, чем-то неудовлетворенными в своей жизни. Хроническая неудовлетворенность и напряжение порождают тягу к алкоголю или наркотикам, развитие нервных заболеваний, приводящих в перспективе к инфарктом и инсультам, к депрессии и вполне возможному самоубийству.

Даже количество ДТП коррелирует с неудовлетворенностью жизнью. Всем известно, как ездят многие российские водители — постоянные превышения скорости, бесконечные обгоны и всевозможные нарушения правил. Психологи усматривают уже в самом таком стиле езды скрытое суицидальные поведение. Добавим к этому высокий уровень агрессии — практически любой контакт, что между водителями, что между пешеходами и вообще людьми в любой бытовой ситуации может привести к конфликту, драке с ножами и битами или перестрелке. То есть, люди постоянно «заряжены» на агрессию, и любая искра может привести к взрыву внутреннего напряжения.

Можно смело констатировать, что в современном российском обществе значительная часть людей чувствует себя подавленными, неуспешными, закомплексованными, неспособными, депрессивными, несостоятельными и в целом — несчастными, в большей или меньшей степени. Это толкает людей к злоупотреблению вредными привычками либо просто к развитию на фоне постоянного стресса и напряжения болезней, сокращающих продолжительность жизни и приводящих к высокой смертности по стране в целом.

Каким же образом данная ситуация связана с образованием? Многие скажут, что, раз в обществе присутствует высокий уровень неудовлетворенности жизнью, значит нужно предъявить претензии к власти, которая не может обеспечить людям прекрасную, счастливую и богатую жизнь.

Такие претензии можно было бы предъявить, но в таком подходе угадывается прямое влияние на сознание и мышление сказки «По щучьему велению», которые многие помнят с детства. Правда, обычно помнят ее ровно до момента появления в жизни ленивого Емели чудесной щуки, а вот дальнейшее развитие событий, являющееся самым важным во всей сказке, помнят немногие...

Дело в том, что словосочетание «неудовлетворенность жизнью» в современной России для людей трудоспособного возраста всегда должно формулироваться как «неудовлетворенность самими собой в этой жизни». Когда идет война и все вокруг лежит в руинах, тогда человек не может быть довольным такой жизнью по вполне объективным причинам. Но в мирное время, когда экономика и все государственные и общественные институты функционируют, пусть и с известными недостатками и сложностями, недовольство жизнью возникает исключительно из-за того, что человека не устраивает занимаемое им в этой жизни место.

И вот в этом пункте уже можно смело говорить об отвественности образования, поскольку именно оно должно обеспечивать эффективное «встраивание» человека в систему общественных и экономических отношений и формирование успешных стратегий взаимодействия человека с внешним миром. И если большое количество людей, по итогам получения образования, не могут занять подобающее и удовлетворяющее их место в жизни, то основная ответственность в этом лежит именно на системе образования, которая год за годом выпускает во «взрослую жизнь» десятки тысяч людей, элементарно неспособных к самостоятельному контакту с внешним миром, лежащим за порогом школы, и не умеющих адаптироваться в нему.

И в результате мы возвращаемся к начальному тезису: легкомысленность в выборе и получении образования имеет ничуть не менее опасные для жизни последствия, чем азартные игры с оружием. Последствия, правда, растянуты во времени и от этого кажутся менее драматическими, но статистические данные должны лишить нас этой иллюзии безопасности.

Эту обширную тему мы продолжим в следующих статьях, а пока будем рады вашим мнениям по поводу сказанного!