Секрет успеха

В прошлой статье мы говорили о том, что, чтобы чувствовать себя успешным, удовлетворенным или даже счастливым, человек должен быть состоятелен в трех областях жизни: 1) в личной жизни; 2) в профессиональной жизни; 3) в духовной жизни. Далее мы обратились к профессиональной жизни, и констатировали, что успех в ней напрямую зависит от выбора профессии и полученного образования. Продолжим сегодня тему профессионального успеха и попытаемся определить его необходимые условия и слагаемые. Этой теме сегодня посвящено огромное количество информации, прежде всего, в контексте успеха в бизнесе. Это многочисленные книги, передачи, семинары, тренинги, подкасты. Однако найти среди всей этой информации сжатый и емкий «рецепт успеха» вовсе не так просто. Поэтому в данной статье мы хотим сформулировать собственную «формулу успеха», основанную на обобщении информации из многочисленных источников и собственном жизненном опыте. Оговоримся, что понятие успеха, конечно же, относительное. Не всегда можно сказать, кто успешнее, — человек с большими деньгами и несколькими автомобилями, заработавший их, допустим, торговлей пиратскими фильмами, или врач-профессионал с доходами на порядок меньшими. В конечном итоге успешность определяется субъективной удовлетворенностью своими профессиональными достижениями. Однако думаем, что есть в понятии успеха и некоторый набор достаточно объективных критериев, среди которых можно назвать 1. уровень доходов, не позволяющий, как минимум, считать человека бедным, 2. наличие достаточного количества свободного времени и возможности его регулировать (вряд ли человек, работающий на трех работах будет считать себя успешным) и 3. созидательность («полезность», «серьезность») деятельности (хороший пример — герой Ричарда Гира в фильме «Красотка», который, будучи внешне успешным и богатым человеком, комплексовал по поводу того, что делает деньги «из воздуха» и ничего не производит).

Итак, с учетом сделанных оговорок, для достижения профессионального успеха или даже профессионального счастья, нужно сделать следующие три шага.

  1. Найти страсть.
  2. Собрать компетенции.
  3. Изобрести рычаг.

Прокомментируем эти шаги. Первый шаг — найти страсть — очевидно относится к области мотивации. Основной посыл практически всех книг по достижению успеха посвящен именно мотивационной компоненте и сводится к тому, что необходимо заниматься тем, что ты искренне любишь. Главная мысль сводится к приписываемому Конфуцию изречению: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Эту мысль под разными углами озвучивают на многочисленных и пользующихся сейчас большой востребованностью мотивационных тренингах, предназначенных, как правило, для людей, размышляющих о создании своего дела, но никак не решающихся сделать первый шаг. С важностью мотивации невозможно поспорить. Правильная и сильная мотивация является отправной точкой в успехе любого дела. И здесь формулировка «по душе» является, пожалуй, недостаточно «интенсивной». Когда что-то просто «по душе» или просто «нравится» или просто «приятно» и «интересно», то эти источники мотивации могут оказаться недолговременными и ненадежными. Считаем, что более правильно говорить именно о поиске СТРАСТИ, которая станет наиболее сильным стартовым драйвером, позволяющим преодолеть неизбежные неудачи, усталость и разочарования на пути вашего профессионального становления. Очевидно, что из такой страсти, граничащей с одержимостью, родились все значимые изобретения и компании в истории человечества. Как примеры можно упомянуть Томаса Эдисона, Карла Бенца и (куда уж без него) Стива Джобса. Однако даже наличие найденной и осознанной страсти не является единственным необходимым слагаемым успеха. Необходимо перейти к следующему этапу. (Отметим, что большинство упомянутых мотивационных книг и семинаров как раз на этом этапе и ограничиваются, настраивая свою аудиторию на то, что, почувствовав желание заниматься каким-то делом, нужно сразу бросаться в бой, и, если ты чего-то очень хочешь и веришь в свою идею и в себя, то все обязательно получится. Естественно, это не так. Но переход к следующему этапу требует уже намного больше предметных и инструментальных знаний, чем просто умение напористо и красочно рассказывать о «безграничной вере в себя и неиссякаемом желании добиться богатства и успеха», а такими предметными знаниями большинство мотивирующих «коучей» как раз и не обладают. В итоге значительная часть их аудитории ходит по замкнутой траектории от одного тренинга к другому, ожидая, когда же наконец мотивация возрастет настолько, что они решительно и безоговорочно возьмутся за создание своего дела, но градус мотивации так и не достигает желаемого значения и перехода на новый уровень не происходит. Впрочем, такое положение вещей вполне устраивает многих тренеров, обеспечивая им стабильную наполняемость их мероприятий).

Следующим этапом после почувствованной и осознанной страсти к какому-либо делу является собирание компетенций в данном направлении. Специфика любой трудовой деятельности заключается в преобразовании окружающего мира и создании чего-то нового. И на чистой мотивации здесь уже «проехать» не получится. Нужен некоторый набор знаний, умений и навыков, позволяющих успешно осуществлять свою работу и добиться в ней необходимого уровня мастерства. Именно на этом этапе в игру вступает процесс образования и практики полученных знаний. И этот же этап чаще всего и становится тем «бытом», о который разбивается большинство романтических «лодок» искателей успеха, влекомых энергией мотивации. Обучение любому более-менее серьезному делу — процесс неизбежно долгий и более трудный, чем нам бы того хотелось. И, если уровень мотивации не окажется выше уровня трудностей, то на этом этапе человек наиболее вероятно сойдет с намеченной дистанции. Именно этап образования, на котором человек почти наверняка столкнется с проявлениями «официальной» системы образования со всеми ее проблемами, ошибками и пороками, становится наиболее частым «камнем преткновения» на пути к успеху (Напомним, в недавно проведенном нами опросе о готовности системы образования к построению новой, несырьевой и инновационной экономики лишь 11 процентов участников оценили состояние образовательной системы на «4», 34% поставили «3», 32% — «2» и 23% — 1 балл). И именно этому этапу мы планируем уделить основное внимание в нашем проекте в надежде хоть как-то поспособствовать изменению ситуации.

И последний этап нашей триады — изобретение «рычага». Возможно, это наименее понятный этап, поэтому поясним его подробнее.

Рычаг в прямом смысле — это техническое устройство, которое помогает тяжёлую работу сделать лёгкой и уменьшить силу, которую необходимо было прикладывать человеку. С помощью рычага, например, можно поднимать грузы, которые без него поднять невозможно.

В экономической деятельности под «рычагом» понимается способ в разы увеличить доход, прикладывая столько же или меньше усилий.

Часто люди считают, что, чтобы больше зарабатывать нужно больше работать. И поэтому ищут себе дополнительную работу, подработку или «халтуру». Но есть хорошая пословица: «Работать надо не 8 часов, а головой». Дополнительными подработками можно лишь что-то ПРИБАВИТЬ к величине своего дохода, но практически невозможно УМНОЖИТЬ его в разы. Увеличение дохода на порядок возможно лишь в случае вывода своей деятельности на качественно иной уровень. Это возможно лишь при использовании некоторых специальных инструментов, позволяющих кратно увеличить производительность труда. Простейший пример — можно ткать вручную, но если изобрести ткацкий станок, то производительность и доход вырастет в разы. В этом случае станок как раз и является подобным «рычагом». И такие «рычаги» существуют практически в любом виде деятельности.

Все успешные и известные производители товаров и услуг несут людям нечто ценное, способное улучшить или облегчить людям жизнь, за что они готовы платить иногда немалые деньги. И именно эта ценность становится их начальным «рычагом», «плечо» которого, при подключении более широкой аудитории, будет удлиняться и требовать от своего создателя все меньше усилий или даже обеспечивать пассивный доход, когда создатель ценности будет получать деньги, уже не прилагая собственноручных усилий. К таким «рычагам» можно отнести, например, авторское право, интеллектуальную собственность, патенты и т.д. Так, например, врач, долгое время занимавшийся лечением определенной болезни, может создать эффективную методику ее лечения, позволяющую излечивать проще и быстрее. Эта методика станет его «рычагом», плечо которого далее можно удлинять, если, например, создать свою клинику.

Кто-то скажет, что создать «рычаг» могут лишь немногие — в 21 веке уже создали все, что только можно, все ниши заняты и т.д. С одной стороны, это так. Для создания «рычага» нужно успешно пройти первые два этапа — найти всерьез интересующее тебя дело и собрать необходимые компетенции. Но, если это получится сделать, то, при желании, найти место для рационализации и усовершенствования можно абсолютно в любой профессиональной сфере! Особенно в России, где, в отличие от Запада, сохраняется очень много свободных ниш, а качество товаров и услуг остается на достаточно низком уровне и улучшать здесь можно что угодно еще очень долгое время! Здесь я могу сослаться на свой личный опыт. Я занимаюсь преподаванием немецкого языка и кажется, что уж в этой-то области наверняка уже сделано все возможное — люди учат иностранные языки уже несколько тысяч лет и что там можно придумать нового? Однако, несмотря на огромное количество учебников, методик и школ немецкого языка, мне удалось создать собственную методику и учебники, обладающие отчетливой индивидуальностью и новизной и уверенно занявшие свое место среди других немецких учебников. Мало того, в 21 веке даже в такой изученной сфере, как методика преподавания иностранных языков можно оптимизировать многое, а многое, при желании, можно вообще начинать делать с нуля. В других же сферах, появившихся сравнительно недавно, пространство по изобретению «рычагов» поистине безгранично!

Итак, мы завершаем обзор трех шагов, составляющих «рецепт» профессионального успеха. Казалось бы, вещи нехитрые, но в подобном виде нам эту формулу встречать не доводилось. Тем более, о подобных вещах обычно не говорится в системе образования, где требуется «ходить на пары», делать домашние задания и получать пятерки. Про то, как конвертировать получаемую на лекциях информацию в практической жизни и, тем более, как добиться в ней успеха, в школах и вузах обычно не говорится ни слова. И это плохо, так как, зная о существовании этих трех шагов, человек, при желании, может намного эффективнее и осознаннее выстраивать свою образовательную и профессиональную траекторию и отслеживать свое продвижение по ней. Вместо этого же обычно все происходит наоборот: профессия выбирается не «по любви» или хотя бы способностям, а почти наугад или куда смог «попасть», работать идешь также «куда возьмут» и вместо сбора компетенций накапливаешь отвращение к своей работе, ну а про «рычаги» обычно вообще никто не думает или вовсе не знает. Поэтому тема и информация данной статьи кажутся нам исключительно важными и надеемся, что Вам они тоже будут полезны!

success