18.05.2016   1   2208

Пирамида Маслоу: потребности в кадре и за кадром

Мы продолжаем наш разговор о мотивах в структуре образовательной деятельности. Пока оставим в стороне дискуссионный вопрос о разрушительном влиянии современной системы образования на мотивационную сферу своих участников и обратимся к рассмотрению более общих вопросов. Без их знания трудно, если не невозможно оказывать педагогическое влияние на мотивацию учащихся и организовывать успешный учебный процесс.

Читать полностью
  22.04.2016   3   6374

Педагогика разбитого корыта, или Школа как убийца мотивации и успеха

В нашей последней статье мы констатировали, что значительная часть населения России испытывает серьезные проблемы с учебной и рабочей мотивацией, и что, вероятно, низкая трудовая мотивация закладывается еще в школе. Сегодня продолжаем эту тему.

Читать полностью
  19.04.2016   0   1177

У кого есть мотив?

В ближайших публикациях на Edugram мы рассмотрим отдельные компоненты принятой нами структуры деятельности (мотив – цель – предмет – структура – средства, см. «Структура учебной деятельности»). И начнем мы с мотива – первого и, возможно, самого важного, элемента. Сначала мы посмотрим, что происходит с учебной мотивацией в настоящий момент, потом разберем, какие виды мотивов существуют в принципе, и в конце попытаемся сформулировать, какой должна быть правильная мотивация для успешной и эффективной деятельности.

Читать полностью
  12.04.2016   0   4263

Структура учебной деятельности

Продолжим описание основных понятий и категорий, связанных с процессом обучения. Определение этому процессу мы дали в прошлой статье, и звучало оно так: «Обучение это процесс привыкания и адаптации психики к новой информации».

Читать полностью
  28.03.2016   1   1914

Лучшее определение процесса обучения

Во вводном цикле статей мы отметили очевидные «узкие места» нашей образовательной системы. Они всем очевидны и дольше останавливаться на них смысла нет. В следующих статьях мы хотим рассмотреть некоторые ключевые моменты педагогической системы и договориться о терминах, которые для нас наиболее важны, и определиться, что мы под ними будем понимать и как трактовать.

Читать полностью
  25.03.2016   1   499

Ученья тьма

Когда в стране за один век три раза меняется государственный и экономический строй, неудивительно, что люди не успевают оперативно переосмыслить свои подходы к жизни и перестроиться на новый лад. Когда тебя, к примеру, всю жизнь готовили к построению социализма, очень сложно во мгновение ока адаптироваться к внезапно свалившейся на голову рыночной экономике. Система образования, будучи институтом большим и инертным, тем более не успевает за стремительными изменениями и остается далеко позади актуальных событий. Из-за этого в обществе нарастает неграмотность, не в смысле орфографии (хотя и это, конечно, тоже), а в смысле отсутствия практических знаний по самым насущным и повседневным жизненным вопросам — финансовым, юридическим, психологическим. В результате люди хранят деньги в матрасе, покупают на последние 2 телевизора (чтоб не обесценились), не могут прочитать и понять правовые последствия простого договора, а любые психологические проблемы «решают» алкоголем или насилием. Но есть один более общий тип неграмотности, их которого произрастают все остальные. Мы бы назвали бы его «образовательная неграмотность» — неграмотность в вопросах получения образования в общем и целом.

Читать полностью
  21.03.2016   0   908

Секрет успеха

В прошлой статье мы говорили о том, что, чтобы чувствовать себя успешным, удовлетворенным или даже счастливым, человек должен быть состоятелен в трех областях жизни: 1) в личной жизни; 2) в профессиональной жизни; 3) в духовной жизни. Далее мы обратились к профессиональной жизни, и констатировали, что успех в ней напрямую зависит от выбора профессии и полученного образования. Продолжим сегодня тему профессионального успеха и попытаемся определить его необходимые условия и слагаемые.

Читать полностью
  16.03.2016   0   724

Рецепт счастья

В прошлой статье мы пришли к выводу, что в современном российском обществе присутствует высокий уровень неудовлетворенности людей жизнью, а точнее — своим местом в этой жизни, что порождает сложную цепь проблем для государства, общества, экономики и судьбы каждого отдельного человека. Обобщенно можно утверждать, что многие люди чувствуют себя сегодня более или менее несчастными, даже если они не осознают или не признают этого. (Психиатры и психотерапевты подтвердят, что огромную роль в проблемах со здоровьем граждан играют скрытые депрессии, когда человек может годами не подозревать наличие депрессии у себя и думать, что болен чем-то другим. Врачи о такой депрессии тоже в большинстве случаев не подозревают и упорно лечат вполне здоровые органы. Так что тезис о том, что люди массово несчастны, часто даже не подозревая об этом, нельзя считать преувеличением).

Читать полностью
  15.03.2016   0   476

Русская рулетка образования

Кто из нас когда-либо играл в русскую рулетку? Для большинства подобная идея представляется дикой: никто и никогда. И никогда не будем. Мы что, с ума сошли? Однако, сами того не заметив и не отдавая себя отчета, партия в русскую рулетку была в жизни каждого, кто стоял перед выбором послешкольного образования — выбором, на который человек мог сознательно повлиять. Предстоящий и сделанный выбор по своей ответственности и потенциальной фатальности ничуть не уступает по серьезности забаве с револьвером. Быть может, это кажется преувеличением — подумаешь, как же может выбор специальности и учебного заведения сравниться с риском получить пулю в лоб?!

Читать полностью
  13.03.2016   1   351

Современное образование и инновационная экономика — две вещи несовместные?

Сверхдоходы от "нефтяной иглы" требуют одной системы образования, санкции и стремление к инновациям — другой. Можно ли с тем образованием, которое мы имеем сегодня, рассчитывать на экономическое чудо? Ваше мнение важно!

Читать полностью

Система

Ключевые публикации, задающие концептуальную направленность проекта Edugram.